Контакты приемных комиссий

Как мотивировать ребенка к самостоятельной работе и обучению?

Рекомендации психолога для родителей

Как мотивировать ребенка к самостоятельной работе и обучению?

При переходе на дистанционное обучение родители столкнулись с проблемой утраты мотивации к учебе у детей. Практически все родители сейчас решают одну задачу: Как мотивировать ребенка к самостоятельной работе и обучению в дистанционном формате?
Мотивировать будущим результатом, возможностью поступить в ВУЗ, получить хорошую работу можно только старшеклассников, Увлечь тех, кто только пришел в школу, можно лишь самим процессом учебы.
Для каждого возраста — свои особенности, приоритеты.
Поэтому мы рекомендуем родителям использовать разные подходы в зависимости от возраста ребенка.

Начальные классы.
Помочь младшим школьникам учиться — значит быть рядом и всячески поддерживать.
Развивайте любознательность. Почитайте ребенку несколько впечатляющих научных фактов, которые станут для него настоящим открытием (например, из детской энциклопедии). Удовольствие, которое ребенок непременно почувствует в такие мгновения, пробудит радостное любопытство, желание исследовать, узнавать, учиться. Настоящий интерес всегда связан с яркими впечатлениями, а не с давлением и натаскиванием, которые постепенно вызывают отвращение к обучению.
Замечайте достижения. Замечайте даже минимальные достижения.
Лучшее, что могут сделать родители, — научить ребенка сравнивать себя не с другими, а с самим собой. Похвалите его за то, что раньше он делал 15 ошибок в диктанте, а сейчас – 10.
Учеба, особенно в младших классах, невозможна без постоянной «дозаправки» положительными эмоциями. Важно, чтобы родители чаще напоминали ему о его успехах.
Организуйте привлекательное рабочее пространство.
Правильная организация рабочего места играет не последнюю роль в обучении. Стол, за которым удобно сидеть, яркие канцелярские принадлежности, обложки с красивыми картинками, любимое фото на стене также влияют на желание учиться.

Средние классы.
В подростковом возрасте интересы ребенка меняются, и приоритетным становится общение со сверстниками. Поэтому нельзя запрещать общение с друзьями, но при условии: «Сделал дело – гуляй смело!» Объясните ребенку: знания меняют его самого, с ним становится интереснее общаться.
В этом возрасте очень помогает четкий распорядок дня. Полезно приучить сына или дочь заниматься в определенные часы, в первой половине дня. Вместе можно составить план занятий, поставить «напоминалки» в телефон. Важно с начала учебного года изо дня в день формировать привычку «делать уроки с утра». При этом ребенок должен знать, что после выполнения работы, он будет делать то, что ему нравится.
Обучение плюс общение.
Дети являются отличными учителями друг для друга. Поощряйте их просить друг друга о помощи, учиться вместе через Skype, Whatsapp или любую другую подходящую видео среду.
Создайте благоприятную рабочую обстановку
Обстановка должна быть благоприятной для учёбы. Отвлекающие внимание предметы нужно убрать.
Есть такое слово – «надо». Подчас оно лучше всяких уговоров даёт толчок к началу выполнения уроков. Дети это отлично знают.

Старшие классы.
Старшеклассники уже осознают важность обучения в связи с перспективой поступления в ВУЗ.
Развивать самостоятельность. Поощряйте самостоятельность и дайте ребенку почувствовать, что родители ему доверяют. При этом поговорка «Доверяй, но проверяй» в данном случае совершенно верна. Постепенно ваш ребенок поймет, что самостоятельность сопряжена с ответственностью.
Если ваш подросший ребенок в какой-то области знает и умеет больше вас – отметьте это обязательно. Например, ваш ребенок отлично разбирается в компьютерных программах и даже помогает вам в работе. Признание и грамотная похвала станут отличными мотиваторами к обучению и развитию. Ребёнку важно быть в чём-то лучшим, чтобы стимулировать внутреннюю мотивацию.
Чаще беседуйте со своим подросшим ребенком на равных. Обсуждая различные темы, ненавязчиво объясняйте, что знания дают человеку независимость, самостоятельность, уверенность в себе.

В заключение – несколько общих рекомендаций.
1. В мотивации большая роль отводится личному примеру. Дети во многом копируют родителей. Если родители продолжают учиться в течение жизни, читают книги, интересуются культурой и уделяют время своему развитию — ребёнок будет также стремиться к знаниям.
2. Грамотная похвала является мощным стимулом в процессе обучения детей. Будьте внимательны к своему ребенку, замечайте его прогресс и искренне радуйтесь вместе с ним, давая стимул двигаться дальше.
3. Эмоциональное и материальное вознаграждение – движущий механизм, мощный побудитель к действию. Получение награды приводит к удовлетворению, пониманию, что всё сделанное было не зря. Что может послужить наградой – каждый родитель решает сам. Но не задаривайте ребёнка подарками по любому поводу, иначе процесс получения знаний потеряют свою значимость. Чувствуйте меру.
4. Желательно, чтобы основную массу заданий ребенок выполнял до обеденного времени и не оставлял на вечер. Учеба, оставленная на вечер – это перегрузка, повышенная конфликтность, плаксивость и невозможность других членов семьи отдохнуть. Вечернее время лучше отвести на совместные дела, общение. Это помогает детям чувствовать себя спокойно и комфортно рядом с родителями, Так жизнь семьи не превратится в вечный бой за выполнение школьных заданий. Вечером ребенку надо сбросить накопившееся напряжение, восстановить эмоциональное равновесие.

С пожеланием успехов и благополучия, ваш психолог Баян Оразгалиевна.

Яндекс.Метрика