Поиск по сайту
Антон Луковкин: петербургская школа и европейский опыт

Интервью с преподавателем классического танца Казахской Национальной Академии Хореографии А.М. Луковкиным

Первого сентября студенты Казахской национальной академии хореографии начали учебный год с новым преподавателем классического танца – Антоном Луковкиным.

Антон имеет прекрасное балетное образование и впечатляющий послужной список: сразу после окончия Академии Русского балета им. А. Я. Вагановой (класс Е. Щербакова) был принят в труппу Мариинского театра, где сразу стал танцевать сольные партии, и вскоре занял позицию корифея. В 2007 году он присоединился к Английскому Национальному Балету в качестве солиста. Здесь он исполнял самый разный репертуар, от классики до современного балета. На протяжении своей карьеры работал с ведущими мировыми хореографами, такими как Джон Ноймайер, Уильям Форсайт, Рассел Малифант, Акрам Хан, Дэвид Доусон и Алексей Ратманский. В 2004 году танцовщик был номинирован на премию Benois de la Danse Awards в Москве, а в 2011 году он получил премию Английского Национального Балета «People’s Choice».

Круг его интересов так же широк, как и репертуар: он преподавал классический танец в Danceworks в Лондоне, снимался в кино, работал ассистентом режиссера оперных спектаклей, делал свои собственные хореографические постановки. И вот, волею судеб, он оказался в Казахстане. Впрочем, это не первое радикальное решение, принятое им в жизни.

**– Как пришло решение уехать из Санкт-Петербурга в Лондон? Это был сознательный выбор или же стечение обстоятельств?**

– Наверное, всего понемножку. В Лондон я влюбился с первого взгляда, когда гастролировал с Мариинским театром в 2000-ом году. Из аэропорта нас привезли в центр города, и я сразу понял: «Я хочу здесь жить!». Но прошло несколько лет, прежде чем в 2006 году меня пригласили позаниматься классом с Английским Национальным Балетом. Я приехал в Лондон, сделал класс, и мне предложили контракт с труппой Английского Национального балета. Так что это был и сознательный выбор, желание, и стечение обстоятельств.

**– Возникали ли первоначально трудности в общении, во взаимоотношениях с коллегами?**

– Вы знаете, нет. Так как на Западе личное никогда не входит в сферу профессионального. Мне нравилось, что люди после работы говорят о нормальных жизненных вещах – о еде, о фильмах, о чем угодно, но только не о работе. На самом деле, это намного более психологически здоровая позиция. Мне этому пришлось учиться, это пришло не сразу.

**– Вы танцевали в Английском Национальном Балете очень обширный репертуар. Но какая из партий все-таки самая любимая?**

– Скажу банальность, но любая партия, над которой ты работаешь становится любимой. Если она тебе не нравится, тогда надо подумать, нужно ли вообще выходить с ней к зрителю. Правда были партии, о которых я всегда мечтал и хотел станцевать – это Альберт в «Жизели», «Видение розы», «Петрушка», «Послеполуденный отдых фавна», «Шопениана» – это моя любимая пятерка. И свою мечту я осуществил.

Но были и такие роли, которых я совсем не ожидал в своей карьере. Не понимал, как я могу их сделать и ясно осознавал, что это не мое. Но потом оказалось, что это вполне может быть моим. Так случилось, например, с постановкой «Юноша и смерть» Ролана Пети. Сначала была небольшая ломка: «Как надеть на себя эту роль? Чтобы не испортить ее и не переделать?» А спустя пару недель я ее почувствовал и понял – да, это моя роль!

**– Есть ли различия в техниках русского и английского балета?**

– Ну в общем то они похожи, но английская школа отличается скоростью, там все быстрее. Особенно мелкая техника ног. Это настолько быстро, что у меня поначалу были вопросы: «Как это возможно сделать?!» Но к такой скорости я быстро приноровился, мне понадобилось всего полторы недели на это.

Могу сказать, что у меня были некоторые преимущества в исполнении – у меня все же вагановская школа, руки, приемы. Я себя хвалить очень не люблю, я себя ценю, но хвалить особо не буду. Но школа есть школа и она действительно лучшая в мире.

**– А как возникло решение приехать в Казахстан?**

– Изначально сюда меня пригласила Алтынай Абдуахимовна Асылмуратова, чтобы провести серию мастер-классов в Академии Хореографии. Она присутствовала на некоторых из них, сделала несколько дельных замечаний, дала ряд советов и, спустя некоторое время, предложила работу в Казахской национальной академии хореографии. «Мне нужен преподаватель с петербургской школой и европейским опытом работы» – так аргументировала ректор свой выбор. Сейчас у меня средние и старшие классы, также я преподаю актерское мастерство.

**– Используете ли Вы какую-то особую методику преподавания классического танца? Свой собственный опыт?**

– Я использую то, чему меня учили в Академии имени Вагановой и добавляю то, чего мне самому не хватало для профессиональной жизни, а также опыт, полученный в Англии. Но главное для меня, как педагога, – это не задавить ребёнка, а вытащить из него все, что возможно, и даже больше. Я стараюсь не кричать на ученика. Здесь должна быть доверительная основа. Доверие – это самое важное.

**– Какие Ваши первые впечатления от Академии?**

– Самые замечательные! Ну скажите, что здесь может не понравиться?! Я думаю это одна из лучших балетных школ в мире по созданным здесь условиям для обучения. И со студентами мне повезло, их не нужно заставлять работать. Они приходят в класс, и я вижу в их глазах желание и интерес. Конечно, не сразу все получается, но иначе никак. Иначе зачем учиться?

**– Ваш творческий путь танцовщика необыкновенно насыщенный и интересный! А что бы хотели пожелать тем, кто только начинает свой путь в балете?**

– Верьте в себя и в то, что вы делаете, не бойтесь ошибаться. Не будет ошибок – не будет прогресса. Ошибки забываются, а мы идем вперед и становимся лучше и лучше. Ученик должен стремиться стать лучше своего учителя. Вот и все! Это мое кредо.

Беседа с Антоном Луковкиным получилась настолько интересной, что мы решили продолжить серию интервью с ним, чтобы поговорить о многих вещах: как балетный артист снимался в кино; почему его так увлекла работа в оперных спектаклях; о балетах Фокина и о работе с современными хореографами; о секретах вагановской школы и ещё о многих вещах, которыми готов поделится с нами Антон Луковкин – танцовщик и педагог с петербургской школой и европейским опытом работы. Доброжелательный и открытый к общению, он дал нам на это своё согласие. Так что ждите новых публикаций!

Интерью подготовили студентки 3 курса факультета искусств Казахской национальной академии хореографии Газиза Тасбулат, Арайлым Абдрахманова. Научный руководитель – ст. преподаватель Мусина Флюра Борисовна.