Наурызнама шагает по стране. “Идея празднования Наурыза в течение 10 дней пришлась по душе воспитанникам и педагогам Казахской национальной Академии хореографии. Символично, что на эти даты пришлось и проведение Национального курултая”, говорит ректор академии Бибигуль Нусипжанова.
— Бибигуль Нургалиевна, впервые в этом году Наурыз празднуется в течение 10 дней. Расскажите, как в академии празднуют начало Нового восточного года?
— Действительно, празднование Наурыза в течение 10 дней стало лично для меня приятным новшеством. В предыдущие годы обычно 14 марта мы поздравляли друг друга с Амал мерекесы, затем на несколько дней наступала пауза, и дальше начиналось основное празднество. Теперь этому весеннему празднику, символизирующему начало восточного года, посвящена декада, и это совершенно справедливо. Ведь Наурыз — один из самых значимых в нашей стране праздников, символ обновления, поэтому каждый день, начиная с 14 и по 23 марта, связан с определенными направлениями нашей культуры.
Поскольку каждый день имеет свою тему, то в академии уже продуман контент, которым будет наполняться воспитательная часть.
Мы все — и педагоги и учащиеся — ходим в национальной одежде, детям это очень нравится. Каждому направлению посвящаются постановки, концерты, проводятся классные часы, на которых детей знакомим с казахскими обрядами. День национальных игр дети ждут особенно, потому что они смогут участвовать в таких состязаниях, как аркан тарту, серке котеру, тогызкумалак.
Учитывая то, что большинство обучающихся проживают в интернате, все мероприятия проводятся там по выходным дням.
Запланирован ряд акций, в том числе акция “Берегите природу”. Поскольку в связи с погодными условиями мы не можем посадить деревья, то было решено организовать сбор макулатуры. Таким образом, дети узнают, сколько деревьев уходит на изготовление одной тетради или альбома.
Наполнение очень символичное у этих 10 дней, они направлены не просто на празднование, но в первую очередь на пропаганду высших ценностей.
— Именно об этом на прошедшем недавно Национальном курултае говорил Глава государства. Какой посыл Вы, как деятель культуры и искусства, услышали для себя из выступления президента?
— Прежде всего, символичны и дата, и место проведения курултая — каждый год он проходит в сакральных местах нашей страны, и в этом году он собрал представителей разных профессий, конфессий, возрастов и социальных слоев на западе, откуда 14 марта началось празднование Наурыз мейрамы.
Весна — это время обновления, и, естественно, мы ждем и от курултая обновления в том плане, что задаются новые тренды для формирования нации. Не только социально-экономическая отрасль, но и все сферы нашей жизни затронуты Президентом. И мы, все казахстанцы, не можем не реагировать на такого рода программные выступления. Это касается каждого из нас как личности — моей семьи, моих детей, внуков. Потому что все мы хотим жить в защищенной стране, где гарантом выступает государство, где ценятся общечеловеческие ценности.
Самый главный посыл — это образ нашего будущего в образе триады: Справедливый Казахстан — ответственный гражданин — прогрессивная нация.
Каждый из нас на своем месте должен качественно выполнять возложенные на него задачи.
Что касается Академии хореографии, мы воспитываем будущее страны в сфере культуры, на нас лежит огромная ответственность — выпускать из стен учебного заведения не только профессионалов сцены, но и достойных граждан нашей страны.
Есть казахская пословица “Ел болам десен бесігінді түзе”, что означает: “Страна начинается с колыбели”. В нашей академии обучение начинается с первого класса и заканчивается докторантурой в сфере хореографического искусства. То есть приводят маленьких детей, из них мы формируем профессионалов-мастеров, которые представляют нашу страну по всему миру. Причем формируем полноценную личность, которая не просто профи танца, а еще и человек с художественным наполнением, с общечеловеческими ценностями.
Большое внимание в академии уделяется проведению с участием детей благотворительных акций: выезжаем в дома престарелых, навещаем пациентов онкологического центра. Дети должны понимать, что такое милосердие. И мы, взрослые, учим их на конкретных примерах.
Хотелось бы отметить, что со стороны государства созданы все условия для полноценной работы академии, и мы со своей стороны оправдываем доверие, внося вклад в формирование будущего поколения.
— Бибигуль Нургалиевна, красной нитью в выступлении главы государства прошла тема культурного наследия. Вы родились дочерью известного казахстанского музыканта Нургали Нусипжанова. Как музыкальная среда влияет на формирование личности? Что Вы унаследовали от того окружения, в котором росли, в духовном плане?
— Когда с детства ты растешь в такой культурной среде, а к нам часто приходили в гости папины друзья, коллеги-артисты, то ты, разумеется, “обречен” быть частью этой интеллектуальной среды. С профессией, конечно, не было выбора — было понятно, что мое будущее будет связано с музыкой. Поскольку папа вокалист, то я стала пианисткой — чтобы аккомпанировать ему.
Что касается фамилии — большая ответственность быть дочерью известного человека. Бывало так, что мои качества не оценивали по достоинству, говоря: ну конечно, у нее папа народный артист. Но бывало и наоборот, люди, знающие моего отца, старались поддержать. Меня ведь с детства называли “маленькая Бибигуль”, потому что рядом всегда была большая артистка Бибигуль Тулегенова. И это счастье, находиться рядом с такими людьми, которые действительно являются культурным наследием нашей страны.
И поэтому я всю жизнь живу с пониманием, что просто не имею права быть недостойной этой фамилии.
Я считаю своим долгом сохранять преемственность поколений. Наши отцы и деды были людьми самоотверженного труда, не боявшимися жизненных трудностей.
Помню, как артисты того поколения ездили в любую погоду, по любым дорогам, выступали на самых разных импровизированных концертных площадках. Они несли культуру в народ, и их песни, их имена надолго остались в памяти народа. Даже сейчас — обратите внимание, какие песни поют на казахских застольях? Из репертуара Шамши Калдаякова, Нургисы Тлендиева, Асета Бейсеуова.
Любой труд — это ответственность. Хореография — это тяжелый труд. Мы объясняем нашим учащимся, что сцена не терпит пустоты, фальши, должно быть духовное наполнение. Мы учим молодых тому, чему нас когда-то научили люди, чьи имена оставили достойный след в культуре и искусстве страны. И это и есть ценнейшее культурное наследие нашего народа, которое каждое последующее поколение должно сохранить и приумножать.
Миргуль Джилкишинова, Астана