Тотальное распространение новой формы коронавируса (COVID-19) во всех странах мира стало проблемой номер один и поставило под угрозу мировую экономику и здравоохранение. Лидеры развитых стран признали, что пандемия коронавируса грозит для мира крупнейшим кризисом. «Из-за коронавируса Германия сталкивается с таким серьезным вызовом, какого не было со времен Второй мировой войны», – заявила канцлер ФРГ Ангела Меркель в своем обращении к нации [1]. Президент Франции Эммануэль Макрон назвал эпидемию коронавируса угрозой для существования Евросоюза [2]. По словам президента Казахстана, Касым-Жомарт Токаева коронавирус оказал крайне отрицательное влияние на мировую экономику, и Казахстан уже ощущает на себе последствия этого колоссального кризиса. После объявления Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ) пандемии COVID-19 образовательный процесс во всем мире был нарушен. Меры социальной изоляции потребовали частичного или полного закрытия образовательных учреждений. В следствие чего стремительно выросло количество школьников, студентов, не посещающих школы или университеты. Объявленные меры привели к ускоренной цифровизации образовательной среды. Проведение занятий через различные интернет платформы, онлайн общение, проведение видео совещаний за короткие сроки приняло традиционную форму. Как результат, переход на онлайн-обучение более 1,5 миллиарда человек [3] по всему миру вскрыл IT неустойчивость десятков университетов, выявил технические проблемы, такие как нехватка мощности серверов, недостаток оборудования. Некоторые вузы в силу того, что у студентов нет хорошего доступа к интернету, полностью отказались от образовательного процесса, завершив год заранее: например, экспериментальный вуз Береа в США. По всей видимости, условия кредитной системы обучения позволили руководству вуза принять такое гибкое решение. Исходя из своих возможностей некоторые вузы взяли перерыв в образовательном процессе без перехода на онлайн обучение, другая часть совершила временный переход на несколько недель, чтобы дать преподавателям и студентам время на адаптацию. Конечно, речь не идет о топовых университетах, которые действительно могут похвастаться блестящей инфраструктурой, где онлайн курсы и программы практикуются уже не первый год. К примеру, один из элитных вузов Китая Университет Цинхуа даже физкультуру преподает онлайн. Другой пример: второй по величине университет Германии, обладатель статуса «elite», Мюнхенский университет имени Людвига-Максимилиана предоставил самим доцентам право решать, проводить текущие экзамены или нет. Практику дистанционного обучения смогли эффективно реализовать и в Казахской национальной академии хореографии (Нур-Султан). Педагогам пришлось взять на себя двойную нагрузку: в ускоренном порядке освоить разные форматы и платформы, перестроить контент учебных курсов на онлайн обучение, подготовить обучающие материалы и презентации, загрузить их в программу «Платонус» – и это далеко не полный перечень «круглосуточной» работы преподавателя за компьютером. К тому же у преподавателей расширилась аудитория, так как за процессом обучения теперь могут наблюдать и родители обучающихся. Этот период был напряженным и ответственным для всех. В этих условиях большую работу по организации непрерывности и комфортности ведения образовательного процесса выполнила администрация академии. Каждый руководитель звена при максимальном взаимодействии со своими сотрудниками принял определенные решения, обеспечившие качество преподавания, сохранения атмосферы взаимопомощи и поддержки. Сейчас очень много прогнозов и предсказаний на жизнь после коронавируса. К примеру, американский экономист Нассим Талеб заявил, что жизнь не будет прежней после завершения пандемии. Он отмечает, что тенденция на онлайн-обучение и дистанционную работу сохранится даже после снятия карантинного режима. В этом отношении хочется заметить, что перспективы обновления радуют. С момента перехода на удаленное обучение в Академии прошли дистанционные курсы, семинары, онлайн встречи со студентами, магистрантами и преподавателями, круглые столы на самые различные темы. За короткий срок многие педагоги и обучающиеся академии провели мероприятия в новой и очень увлекательной форме. Например, 15 апреля на платформе Facebookonlinedabol старший преподаватель кафедры педагогики факультета хореографии Садыкова А.А. провела онлайн-лекцию на тему «Казахский танец – достояние национальной культуры» [4]. Проведены уникальные лекции, посвященные истории казахского танца (Iзiм Т.О., Кульбекова А.К., Садыкова А.А.) и т.д. Еще одним заслуживающим внимания событием во время самоизоляции стала презентация учебного пособия «Основы режиссуры народно-сценического танца» педагога-хореографа, Заслуженного деятеля Республики Казахстан Алишевой А.Т. В рамках проекта «Звезда на карантине» МКС РК кавалер ордена “Құрмет”, старший преподаватель Казахской национальной академии хореографии Борисова Ф.М. провела увлекательный и очень интересный прямой эфир со звездами мирового балета, Бахтияром Адамжан и Айгерим Бекетаевой [5]. Дистанционное обучение, безусловно, имеет свои отрицательные стороны. При таком формате обучения личный контакт учащихся друг с другом и с преподавателями отсутствует. Поэтому такая форма обучения не подходит для развития коммуникабельности и овладения профессиями, где необходимо много практики: например, немало трудностей вызывает для хореографического направления и медицины. Мы ожидаем, что изменится структура работы всей системы образования. Будет неудивительно, если уже в ближайшие годы откроются и будут пользоваться спросом онлайн-отделения. Кризис создает не только проблемы, но и возможности видения новых горизонтов, возможности более эффективного действия. Именно сейчас пришло время делать выводы и принимать решения.
https://www.gazeta.ru/army/2020/03/19/13011625.shtml 1 https://lenta.ru/news/2020/03/27/macron_euro/ 2 https://news.un.org/ru/story/2020/04/1376532 3 https://web.facebook.com/watchparty/693118918090801/?entry_source=USER_TIMELINE https://youtu.be/uOuqU6zrc1o
Руководитель отдела международного сотрудничества Жумагул А.Н.